Изменения, произошедшие в последние годы во всех сферах нашего общества, не могли оставить в стороне здравоохранение.Стоит отметить хотя бы сложности, связанные с расширением источников финансирования, которые предполагают различные принципы планирования, оплаты труда, различные формы отчетных документов и т. д. Наряду с внедрением новых форм медицинской и финансовой документации это привело к увеличению объемов экономической работы, в том числе и за счет дублирования многих ее видов.
В связи с необходимостью быстрого реагирования на изменения ситуации возрастают требования к динамичности, к оперативности работы.
Основными факторами, оказывающими влияние на появление новых направлений в экономической работе медицинских учреждений, являются следующие:
1. Изменения в хозяйственном механизме здравоохранения, вызвав
шие необходимость коренной перестройки экономической работы.
2. Внедрение новых форм медицинской и бухгалтерской докумен
тации, обусловливающее учет более широкого круга показателей,
которые могут быть использованы в качестве объекта экономической
работы.
3. Компьютеризация деятельности медицинских учреждений и по
явление новых возможностей для повышения оперативности и масш
табности планово-аналитической работы.
4. Изменение статуса и организационно-правовой формы меди
цинских учреждений, превращение их в полноправных хозяйствующих
субъектов с широкими правами в вопросах организации своей работы.
Рассмотрим как выглядят в новых условиях основные направления деятельности экономической службы.
Одним из важнейших видов экономической работы традиционно является планирование. В современных условиях ее удельный вес в общем объеме работы экономической службы несколько снижается. Однако это происходит не из-за реального уменьшения объемов планирования, а в силу увеличения объемов других видов работ. Ее значимость по-прежнему велика. Однако подход к планированию принципиально меняется. Главной задачей планирования в новых условиях является не распределение гарантированно получаемых средств, как это было раньше, а поиск способов зарабатывания средств и лишь во вторую очередь — обеспечение наиболее рационального способа их использования.
Вместо планирования затрат на содержание медицинских учреждений приоритетное значение начинает приобретать планирование затрат на оказание медицинской помощи, призванное обеспечить
увязку ресурсов с объемами оказанных медицинских услуг, а не количеством мощностей (площадей, коек, штатов и т. д.).
При этом изменяется и этапность планирования. Если традиционно сначала определялись производственные мощности (например, количество коек того или иного профиля), затем штаты, необходимые для обслуживания этих мощностей, предполагаемые объемы работы, требуемые финансовые ресурсы и т. д., то теперь, наоборот, исходя из финансовых прогнозов и объемов оказываемой медицинской помощи определяются мощности, штаты и т. д.
Существенно изменилась работа по планированию штатов медицинских учреждений. Прежде при составлении штатного расписания необходимо было жестко следовать штатным нормативам, инструкциям и т. д., которые утверждались вышестоящими органами.
Сейчас штатные нормативы носят рекомендательный характер. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18.01.96 № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения» формирование штатных расписаний находится в полном ведении медицинских учреждений. Во многих случаях штаты формируются не на основании нормативов, а исходя объемов работы и других факторов. На первый взгляд кажется, что это облегчает работу экономической службы — отпадает необходимость в изнурительной борьбе за «выбивание» штатов — можно запланировать любые должности, любое их количество. Однако в изменившихся условиях финансирования завышение штатов, как правило, лишено смысла. Здесь уже встает проблема обоснованности штатов. Их планирование должно осуществляться с учетом объемов оказываемой медицинской помощи, ее экономической эффективности и т. д., то есть с учетом реальной потребности. Другими словами, отклонения от штатных нормативов должны быть обоснованными. Особенно это касается планирования должностей, находящихся на прямом (сметном) бюджетном финансировании, поскольку финансирующие органы могут не согласиться выделять средства на сверхнормативные штаты. Но в любом случае, знание штатных нормативов, принципов формирования штатного расписания остается незыблемым требованием к квалификации экономиста.
Это же относится и к другим видам плановой работы, в частности к составлению сметы. Традиционные подходы остаются в силе. Однако само содержание работы существенно меняется. Смета как основа всей плановой работы сохраняется, но на смену жесткому требованию однозначности и однотипности приходит многовариантность —
необходимо выбирать оптимальные варианты развития медицинского учреждения исходя из имеющихся ресурсов, мощностей, поставленных задач и т. д.
К новым направлениям плановой работы можно отнести планирование качественных показателей. Традиционно это было чисто медицинской задачей, которая по сути сводилась лишь к прогнозированию ряда показателей заболеваемости на основе сложившейся ситуации за предшествующий период. С началом процесса внедрения медико-экономических стандартов, клинических минимумов и т. д. встает проблема определения материальных затрат, необходимых для обеспечения выполнения стандартов и пр. Оборотной стороной этой проблемы является решение вопроса о том, какой уровень качественных показателей может быть достигнут при имеющихся ресурсах.
Что касается аналитической работы, то в первую очередь необходимо отметить вполне естественное повышение роли стоимостных категорий, отражающихся в целом спектре показателей, характеризующих работу медицинского учреждения. Наряду с привычным анализом стоимости питания, медикаментов, мягкого инвентаря и т. д., приходящихся на единицу услуг, широкое развитие получили показатели полных затрат (себестоимости), рациональности использования основных фондов и т. д. Вместе с тем все большее значение приобретает анализ показателей, характеризующих не расходную, а доходную часть.
Совершено новым для экономического анализа является изучение финансового положения медицинских учреждений в целом. При традиционном бюджетном финансировании, обеспечивающем гаранти-рованность поступления средств, анализ финансового положения больницы или поликлиники просто не имел смысла. В нынешней же ситуации данное направление выходит на передний план, поскольку от этого зависит само выживание учреждения. Причем для него важно знать не только сумму поступления финансовых средств, но и размер потенциально возможных доходов и, соответственно, размер упущенной выгоды.
Другой особенностью является углубление анализа (вызванное в первую очередь необходимостью материального стимулирования работников), доведение его до профиля коек и конкретных специалистов. Более того, объектом экономического анализа становится уже не только работа койки, нагрузка на врача и т. д., но и лечение конкретных заболевания по нозологическим группам (длительность, стоимость и т. д.).
Все большее значение приобретает сравнительный анализ различных вариантов деятельности, выгодности видов оказываемых услуг,
результаты которого становятся руководством к действию, например, при решении таких вопросов, как вводить ли те или иные виды медицинской помощи, развивать ли собственную диагностическую службу или пользоваться услугами специализированных учреждений и т. д. Следует отметить, что при этом меняются и сами критерии эффективности. Вместо минимизации затрат преобладающее значение начинают играть показатели максимизации доходов.
Новые подходы к экономическому анализу затронули и такую, казалось бы достаточно консервативную сферу, как натуральные производственные показатели. Происходит изменение приоритетов с объемных на результирующие. Если раньше ведущую роль играли показатели нагрузки (число посещений, загрузка койки и т. д.), то теперь на передний план выходят показатели результатов работы — количество пролеченных больных, законченных случаев и т. д.