Структура работы экономической службы лечебного учреждения.
Следует сказать несколько слов о структуре работы экономической службы. Можно выделить три основных вида работ:
1. Текущая работа, которая необходима для нормального функционирования медицинского учреждения (составление тарификационных списков и внесение в них изменений, составление отчетов и т. ц.). Эта работа не может быть сокращена и должна быть выполнена в любом случае.
2. Разовые незапланированные работы (составление справок по требованию вышестоящих организаций, разрешение конфликтных
ситуаций по вопросам оплаты труда и т. д.). Это все, как правило,
нерациональные потери времени, но резервы сокращения подобных
потерь незначительны.
3. Аналитическая работа по изучению финансового положения
учреждения, показателей работы подразделений, поиску резервов и
т. д. Это наиболее плодотворная работа, дающая наибольшую отдачу. Но в связи с высокой загруженностью экономической службы другими видами деятельности возможности занятия аналитической работой обычно бывают ограниченными. Именно это направление экономической работы страдает из-за увеличения числа отчетов и т. д. Нередко имеющие место попытки сокращения экономической службы
ведут к тому, что страдает именно это наиболее значимое для финансового выживания учреждения направление работы. Любое сокращение экономической службы ведет к тому, что в первую очередь сокращается объем аналитической работы. Эти обстоятельства следует иметь в виду при решении вопроса о размерах экономической службы.
===
. Наряду с привычным анализом стоимости питания, медикаментов, мягкого инвентаря и т. д., приходящихся на единицу услуг, широкое развитие получили показатели полных затрат (себестоимости), рациональности использования основных фондов и т. д. Вместе с тем все большее значение приобретает анализ показателей, характеризующих не расходную, а доходную часть.
Совершено новым для экономического анализа является изучение финансового положения медицинских учреждений в целом. При традиционном бюджетном финансировании, обеспечивающем гаранти-рованность поступления средств, анализ финансового положения больницы или поликлиники просто не имел смысла. В нынешней же ситуации данное направление выходит на передний план, поскольку от этого зависит само выживание учреждения. Причем для него важно знать не только сумму поступления финансовых средств, но и размер потенциально возможных доходов и, соответственно, размер упущенной выгоды.
Другой особенностью является углубление анализа (вызванное в первую очередь необходимостью материального стимулирования работников), доведение его до профиля коек и конкретных специалистов. Более того, объектом экономического анализа становится уже не только работа койки, нагрузка на врача и т. д., но и лечение конкретных заболевания по нозологическим группам (длительность, стоимость и т. д.).
Все большее значение приобретает сравнительный анализ различных вариантов деятельности, выгодности видов оказываемых услугрезультаты которого становятся руководством к действию, например, при решении таких вопросов, как вводить ли те или иные виды медицинской помощи, развивать ли собственную диагностическую службу или пользоваться услугами специализированных учреждений и т. д. Следует отметить, что при этом меняются и сами критерии эффективности. Вместо минимизации затрат преобладающее значение начинают играть показатели максимизации доходов.
===
Нормативные документы, регламентирующие работу экономической службы медицинского учреждения.
ПОЛОЖЕНИЕ
о планово-экономическом отделе
Настоящее Положение разработано в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 06.06.96 № 32 «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих» и устанавливает основные задачи и направления деятельности планово-экономического отдела.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Планово-экономический отдел является структурным подразделением учреждения.
1.2. Планово-экономический отдел в своей деятельности руководствуется законами РФ, приказами Минздрава РФ, другими норматив
ными актами, приказами и распоряжениями руководителя учреждения,
заместителя по экономическим вопросам и настоящим Положением.
1.3. Планово-экономический отдел возглавляет начальник планово-
экономического отдела.
1.4. Работа персонала планово-экономического отдела регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и проводится по планам, утвержденным руководителем учреждения.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТДЕЛА
Основными задачами планово-экономического отдела являются:
2.1. Организация работы по экономическому планированию в учреждении, направленному на рациональное использование трудовых,
материальных и финансовых ресурсов, выявление резервов и обеспечение эффективной деятельности по оказанию медицинской помощи.
2.2. Организация комплексного экономического анализа деятельности учреждения и подготовка предложений по улучшению финансового положения.
2.3. Организация и совершенствование внутриучрежденческого
расчета, внедрение передовых форм организации и оплаты труда.
2.4. Разработка цен (тарифов) на медицинские и другие услуги,
оказываемые медицинским учреждением, содействие увеличению до
ходов учреждения.