Советский период ЗО характеризуется как  бюджетная система. Организационно-экономические признаки ЗО: осуществлялось централизованно и в управлении ЗО использовались преимущественно административно-командные методы. Мед. учр. выполняли спец заказы и имели государственный статус. Основной источник финансирования - налоги. Финансовые ресурсы формировались путем аккумуляции бюджетов всех уровней. Возмещение затрат было компенсационным. Оплата труда врачей основывалась на государственной тарифной системе и осуществлялась повременно. Негативные моменты: Формирование планов проводилось по утвержденным вышестоящими органами показателями, изменение показателей могли производится только с разрешения вышестоящей организации.
Достоинство: Высокая степень социальной защищенности населения; наличие единых финансовых нормативов для обслуживания населения для любых регионов; строгий контроль за услугами оказанной медицинской помощи, строгая отчетность за расходованием государственных средств.
Опыт внедрения НХМ. Постановление: «Основные направления и перестройка ЗО 12 пятилетки до 2000 года». Пусковым механизмом должно было стать переход на экономические методы управления отраслью за счет создания или внедрения договорных отношений и за счет внедрения платных мед. услуг. Основная цель НХМ – более полное удовлетворение потребности населения в квалифицированной мед помощи , обеспечение бесплатности, гарантии и доступности всем слоям населения, эффективное использование кадровых, материальных, финансовых ресурсов и научного потенциала общества, направленных на улучшение здоровья населения. Внедрение НХМ было одобрено в 1989 г. и конкретно предполагалось: применение экономических методов управления на всех уровнях, переход к территориальному управлению. Внедрение НХМ предполагало также передачу ресурсов ЗО местным органам власти. Основной источник финансирования – бюджет. Было разрешено привлечение внебюджетных средств (платные мед. услуги) сверх  установленного V мед. услуг. Отличительные черты НХМ: 1) укрупнение организационной структуры с целью создания новых более экономичных форм ЛПУ в виде территориальных мед объединений. 2) Изменение системы финансирования, планирования ценообразования в ЗО. 3) Введение взаиморасчетов между ЛПУ и отдельными структурными подразделениями. 4) Развитие саморегулирования и инициативы трудового коллектива, 5) мобильные формы организации труда на основе создания арендного и бригадного подряда. 6) Введение дифференцированной оплаты труда Недостатки: Дефицит финансовых и иных ресурсов, ограниченность мед. стимулов для творческой деятельности, низкий уровень оплаты мед. работников, Неравенство в оказании мед. помощи.