В 1987 г Правительство СССР и ЦК КПСС приняли Постановление «Основные направления и перестройка здравоохранения в двенадцатой пятилетке и до 2000 г.», которое предусмотрело, что необходимым условием интенсификации деятельности медицинских учреждений является повышение эффективности и качества медицин-ской помощи, а пусковым механизмом этого повышения определён переход на эконо-мические методы управления отраслью. Экономические методы управления предпола-галось вводить за счёт создания хоздоговорных отношений, предоставления платных медицинских услуг.
Дальнейшее преобразование в отрасли сформировали идею разработки и внедрения так называемого «нового хозяйственного механизма» (НХМ), одобренного Советом Министров СССР 23.06.89 г. Положение определило основополагающие принципы работы учреждений здравоохранения на основе применения экономических методов управления на всех уровнях, переход от преимущественного территориально-му управлению (ослабление вертикальных командно-административных методов управления), передачу управления ресурсами здравоохранения в распоряжение мест-ных Советов депутатов трудящихся (усиление горизонтальных административно-командных и экономических методов управления). В качестве основной цели НХ было определено более полное удовлетворение потребностей населения в квалифицирован-ной медицинской помощи, обеспечение бесплатности, гарантированности и доступно-сти её всем слоям населения, эффективное использование кадровых, материальных, финансовых ресурсов и научного потенциала общества, направленных на улучшение здоровья населения.
Отличительными чертами НХМ являлись:
- укрупнение организационных структур с целью создания новых, более эко-номичных форм медицинских учреждений в виде территориальных медицинских объ-единений;
- изменение системы финансирования, планирования, ценообразования в здра-воохранении;
- введение взаиморасчётов (взаимозачётов) между лечебно-профилактическими учреждениями и отдельными структурными подразделениями уч-реждений за медицинскую помощь, предоставленную ими в определённых объёмах;
- развитие самоуправления и инициативы трудового коллектива для практиче-ского решения вопросов экономического стимулирования;
- мобильные формы организации труда на основе арендного и бригадного под-рядов;
- создание с участием администраций медицинских учреждений и обществен-ности внутриучрежденческой организации оценки труда по показателям эффективно-сти, моделям конечного результата, коэффициентам трудового участия (КТУ).
- Введение дифференцированной оплаты труда, стимулирования труда по ко-нечным результатам деятельности коллективов, подразделений, отдельных сотрудни-ков.
В этот период времени в здравоохранении претерпели изменения и принципы финансирования. Вместо прежних, при которых в качестве расчётных единиц плани-рования расходов на нужды здравоохранения использовались посещения в поликли-ническую сеть и работа койки в стационаре, была сделана попытка введения экономи-ческих нормативов на душу населения. Основным источником финансирования оста-вался бюджет. Нормативы бюджетного финансирования для учреждений здравоохра-нения разрабатывались органами управления здравоохранением по показателям, ха-рактеризующим конечные результаты деятельности.
В качестве таких показателей использовались:
- для амбулаторно-поликлинических учреждений – обслуживание одного при-креплённого жителя;
- для стационара – одного пролеченного больного;
- для службы скорой медицинской помощи – выполненные вызовы, диффе-ренцированные по категориям сложности;
- для лечебно-диагностических учреждений – проведенные консультативный приём, процедура, диагностическое исследование;
- для санитарно-эпидемиологических служб- количество обслуживаемого на-селения с учётом санитарно-гигиенической обстановки на конкретной территории.
Тогда же было разрешено привлечение в качестве дополнительных источ-ников финансирования внебюджетных средств, заработанных медицинскими учреж-дениями путём предоставления всему населению (платные медицинские услуги за счёт личных средств граждан) и работающим (платные медицинские услуги за счёт средств учреждений, организаций и предприятий на договорной основе) сверхнормативных объёмов медицинской помощи.
Одновременно для экономии финансовых средств было рекомендовано внедрение в практику работы лечебно-профилактических учреждений ресурсосбере-гающих технологий в виде дневных стационаров, стационаров дневного пребывания и стационаров на дому.
В период внедрения НХМ была сделана попытка перехода от жёсткого, авторитарного управления к демократическому путём сочетания административного управления с самоуправлением. Самоуправление основывалось на коллективном при-нятии решений, в котором мог принимать участие любой член коллектива. Само-управление обязательно сочеталось с единоначалием, т.е. возможностью руководителя коллектива единолично принимать или не принимать управленческие решения, в том числе и выработанные коллегиально. При этом общее собрание сотрудников или кон-ференция представителей были основными формами принятия коллегиальных (кол-лективных) решений. На них избирался совет трудового коллектива (СТК), утвержда-лись устав учреждения, планы экономического и социального развития, определялись методы стимулирования медицинских работников и прочее.
Эффективность коллективного подряда заключается в следующем:
- условия оплаты труда подрядного коллектива гарантировали выплаты опре-делённой суммы заработной платы за выполнение установленного объёма и качества медицинской помощи (услуг) в заданные сроки;
- обеспечивалась социальная справедливость в распределении средств на опла-ту труда среди членов подрядного коллектива с учётом личного вклада каждого члена в общие результаты труда;
- развивались принципы самоуправления деятельности подрядного коллекти-ва на основе выборности бригадира, наделявшегося управленческими полномочиями;
- подрядному коллективу предоставлялась самостоятельность в решении опе-ративных производственных вопросов;
- соблюдался принцип взаимной ответственности администрации медицинско-го учреждения и вышестоящего органа за выполнение условий договора коллективно-го подряда;
- за подрядным коллективом закреплялось оборудование, инструментарий и прочее;
- повышался профессионализм работников.
Правовой основой коллективного подряда являлся договор, определяющий от-ветственность сторон, объёмы и качество выполняемой работы, условия оплаты труда, применение методов экономического стимулирования. Хозрасчётный доход коллекти-ва формировался после расчёта издержек лечебно-профилактического учреждения по обслуживанию больных. Заработанный доход поступал в распоряжение коллектива, использовался им самостоятельно и изъятию не подлежал. Фонд оплаты труда вклю-чал в себя фонд заработной платы, рассчитанный по тарифной сетке в соответствии с отработанным временем, 50,0% фонда экономии по статьям сметы расходов 3,4,12,14 18 и фонд материального поощрения. Социальная справедливость соблюдалась на ос-нове учёта вклада каждого работника в общие результаты труда путём определения КТУ. Доплаты на основании КТУ самостоятельно распределялись подрядным коллек-тивом.
Арендные отношения при НХМ основывались на передаче в аренду коллективу, желающему осуществлять такую форму организации труда, основных фондов. Как по-казал опыт, такая форма организации труда давала положительный результат только при квалифицированном оформлении договора арендного подряда. В ином случае к концу выполнения договора в результате амортизации стоимость арендуемых основ-ных фондов можеи достигнуть нулевой отметки.
НХМ в разных модификациях был внедрён в Воронежской, Московской, Кеме-ровской, Самарской областях, Красноярском крае, г. Ленинграде. Активная работа в этом направлении велась в Пензенской и Калужской областях, Республике Карелия, в г. Москве и на других территориях.
Подводя итог рассмотрению результатов внедрения НХМ, следует отметить, что, развиваясь в узких отраслевых рамках, за пределы которых он не мог выйти, НХМ всё же привнёс в здравоохранение больше положительного, чем отрицательного. По-ложительные черты НХМ:
- прогрессивное планирование расходов на здравоохранение;
- внебюджетные источники финансирования здравоохранения;
-сочетание в ЛПУ командно-административных и экономических методов управления;
- -стимулирование объёма и качества труда медицинских работников путём повышения его оплаты за положительные результаты работы, т.е. переход от повре-менной к повременно-премиальной системе оплаты труда;
- появление разработок по вопросам ценообразования в здравоохранении;
- начало процесса стандартизации медицинских технологий для определения стоимостных показателей законченных случаев медицинского обслуживания;
- привлечение внимания к вопросам экономики медицинских учреждений для придания им механизмов и прав самостоятельного зарабатывания финансовых средств на своё содержание.
Уже к середине 80-х годов наряду с положительными сторонами НХМ стали проявляться и негативные тенденции:
- финансовые ресурсы здравоохранения остались практически на том уровне. Более совершенная модель планирования расходов на здравоохранение в расчете на душу населения не увеличила общего объема финансирования;
- не произошло существенного перехода командно-административного управ-ления на экономические методы;
- укрупнение медицинских учреждений ослабило права руководителей, вхо-дящих в объединения учреждений, сковало их инициативу, ослабило самостоятельно-сти;
- новые формы организации труда были дискредитированы из-за недостаточ-ного количества физических лиц;
- модели конечных результатов отражали показатели, характеризующие объе-мы и стоимость медицинской помощи, но не содержали критериев оценки эффектив-ности;
- не ликвидировался основной принцип финансирования здравоохранения: не по потребностям, а по принципу остаточности;
- передача всех средств поликлиникам для расчетов за обслуженных с другими подразделениями, привело к сокращению уровня госпитализации, увеличению числа госпитализации в боле поздние сроки, экономии средств, которые затрачивались на амбулаторно-поликлиническую помощь.
Дефекты государственной бюджетной системы здравоохранения приобрели отягощающее влияние на его развитие к 1991-1992 годам и проявились:
- дефицитом финансовых и иных ресурсов здравоохранения, обусловленным нестабильным состоянием бюджетов в период экономического спада;
- ограниченностью материальных стимулов деятельности медицинских работ-ников для творческой , созидательной деятельности;
- общим низким уровнем оплаты труда медицинских работников; неравенст-вом в оказании медицинской помощи (обслуживание значительных контингентов на-селения, кроме обычного обслуживания по месту жительства, в специальных, ведом-ственных учреждениях и на промышленных предприятиях);
- отвлечением значительной части финансовых средств на содержание учреж-дений слабо оснащённых, не имеющих высококвалифицированных кадров и не оказы-вающих надлежащих объёмов медицинской помощи;
- оказанием преимущественно дорогостоящих стационарных видов медицин-ской помощи;
- нехваткой финансовых ресурсов для капиталовложений.
5. Проблемы перехода здравоохранения на рыночные отношения.
Переход здравоохранения на рыночные отношения с точки зрения экономиче-ской теории предполагает следующее:
1) Изменение характера отношений между субъектами здравоохранения. Отно-шения из преимущественно социальных и административных всё более превращаются в экономические.
2) Переход от финансирования медицинских учреждений на финансирование оказания медицинской помощи. Это предполагает не установление нормативов затрат на содержание тех или иных служб в расчёте на определённую численность населения, а определение нормативов затрат на лечение определённых видов заболеваний. Соот-ветственно, основной задачей становится определение затрат на здравоохранение ис-ходя из уровня заболеваемости.
3) Изменение принципа финансовых расчётов – не финансирование расходов, а покупка плательщиком услуг медицинских учреждений.
4) Изменение потоков финансовых средств в здравоохранении – наряду с ос-тающимся финансированием из собранных воедино налогов от различных плательщи-ков (в бюджете) расширяется сфера финансирования здравоохранения непосредствен-но плательщиком налогов: как через отчисления на обязательное медицинское страхо-вание, так и путём добровольного страхования и прямой оплаты медицинской помо-щи.
5) Централизация финансирования – возрастание роли местных бюджетов и снижение роли федерального бюджета.
6) Возрастание количества органов, занимающихся финансированием здраво-охранения – в дополнение к государственных финансовым органам появляются стра-ховые организации, фонды обязательного медицинского страхования, благотворитель-ные и общественные фонды и т.д.
7) Увеличение источников финансирования – вместо фактически одного источ-ника (госбюджет и небольшая доля доходов от оказания платных услуг) их становится множество (страховые средства, благотворительные средства и т.п.)
8) Изменение роли государства в финансовой системе здравоохранения – оно начинает выступать не как гарант всеобщего бесплатного медицинского обслужива-ния, а как один из покупателей медицинской помощи для населения.
9) Рост объёмов платных услуг, оказываемых государственными ЛПУ.
10) Изменение формы собственности многих ЛПУ. Формирование крупного сектора коммерческого здравоохранения.