Сущность: предполагает передачу средств звену ПМСП в расчете на прикрепленный контингент населения; каждый застрахованный выбирает врача, соответственно его выбору финансируется врачебная практика; Размер финансирования рассчитывается на основании оценки ожидаемого V деятельности участкового врача общей практики или врача общей практики; Специалистам амбулаторного звена оплачивается либо на основании гонорарного метода, либо получают фиксированную ставку з.п., которая может дополняться бонусами по результатам деятельности.
Разновидности: 1) оплата по общему нормативу 2) оплата по нормативу учитывающую половозрастную структуру населения. (Целесообразно дополнять подушевой метод элементами гонорарного принципа т.е. платить за приоритетные виды услуг по шкале тарифов за каждый вид работ. Их использование в большей мере оправдано для оплаты профилактических услуг. С помощью гонорарного метода можно стимулировать и расширять круг функций участкового врача, в частности платить за выполнение отдельных функций неврапатолога, акушера-гинеколога, малой хирургии.
Преимущества: При использовании метода сдерживается рост расходов на медицинскую помощь, т.к. врачи не заинтересованы в увеличении числа посещений, обследований, консультаций. Появляется стимул профилактики заболеваний; Для финансирующей стороны важно, что повышается степень предсказуемости расходов, ориентиром является допустимый уровень финансирования; В условиях конкуренции врачей появляется стимул наращивания V мед помощи. Но лучшие врачи быстро достигают максимально возможного размера практики, за пределом которого либо ничего не получают, либо оплачивается по пониженным нормативам.
Недостатки: Слабая заинтересованность врача в том, чтобы брать на себя более значительный V работы; в отличии от гонорарного этот метод не предполагает обработку счетов за каждую оказанную услугу.
Подушевое финансирование в зависимости от общего V мед помощи.
Сущность: Предусматривает передачу поликлинике средств не только на собственный V деятельности, но и на стационарную помощь; Поликлиника оплачивает из собственных средств все услуги, которые не может оказывать сама. Чем шире спектр услуг, тем средств остаётся в её распоряжении; Самым эффективным условием реализации метода полного фондодержания является конкуренция медиков, боязнь потерять пациента является сильным средством мотивации.
Преимущества: Повышается заинтересованность в увеличении V внебольничной помощи; Снижается количество необоснованных госпитализаций; поликлиника заинтересована в сокращении вызовов скорой и неотложной помощи; Появляется реальная заинтересованность в сохранении здоровья своих пациентов.
Недостатки: Врачи могут необоснованно задерживать направление пациентов в стационар; Страховщики не заинтересованы в передаче средств поликлинике, предпочитая контролировать их самостоятельно.
Подушевое финансирование поликлиники на общий V внебольничной помощи.
Сущность: Поликлинике передаются лишь средства на амбулаторную помощь, включая те виды, которые она может предоставит сама; В подушевой норматив входят расходы на специализированное обследование, консультирование, возможно и на скорую и неотложную мед помощ.
Преимущества: При таком порядке оплаты поликлиника заинтересована в сохранении здоровья пациентов; Не возникает стимулов к необоснованному увеличению посещений, обследований и консультаций; появляются реальные возможности сократить число вызовов скорой и неотложной помощи; Врачам поликлиники выгодно брать на себя основную нагрузку по оказанию специализированной амбулаторной помощи, не перекладывая ее на стационар.
Недостаток: Поликлиника заинтересована направлять в стационар тех больных, которых можно лечит амбулаторно.
Частичное фондодержание:
Сущность: подушевое финансирование поликлиник на V внебольничной помощи и часть V стационарной помощи предпочтительней для страховщиков по сравнению с полным т.к. они контролируют основную часть средств на оказание стационарной помощи.
Подушевое финансирование в сочетании с нормированием V стационарной помощи по направлениям поликлиники.
Сущность: Поликлиника получает средства на V деятельности участкового врача, либо на весь V внебольничной помощи; СМО самостоятельно рассчитывается за услуги стационара, сохраняя за собой контроль за расходованием средств; Если в результате проведенных организационно-экономических мероприятий поликлиника берет на себя часть нагрузки стационара, и обеспечивает экономию средств то она получает от страховщика часть экономии; При выявлении достаточно большого числа случаев некачественного амбулаторного лечения или задержки направления в стационары, поликлиника возмещает часть дополнительных расходов из собственных средств.
Преимущества: Централизация оплат стационарной помощи позволяет повысить качество экономической экспертизы и дает страховщикам дополнительные рычаги для отбора наиболее эффективных учреждений, одновременно обеспечивается экономическая заинтересованность амбулаторного звена в увеличении V собственной деятельности формируется целевая установка на профилактику заболеваний, при этом профилактическая работа может оплачиваться по гонорару.